РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛИМЕНКОВА Светлана Анатольевна,
воспитатель предшкольного класса
общеобразовательной школы №1.
г. Макинск.
Буландынский район,
Акмолинская область.
В дошкольном возрасте обучение детей родному языку является приоритетной задачей педагогов. Речь является тем важнейшим средством, которое обеспечивает плодотворное развитие, восприятие окружающего мира и социума, приобретение навыков коммуникации. Речь ребенка совершенствуется в любой сфере жизнедеятельности, в любой образовательной области. Совокупность развития всех сторон речи является основой усвоения и познания родного языка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе. В обучении связной речи первостепенным развивающим потенциалом определяется профессионализм педагога, его способность владеть языком и умением общаться. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность осознавать воспринимаемое и выражать в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. 4 Под связной речью понимается подробно раскрытое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно, точно и логично, грамматически правильно и образно. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно говорить о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.