Ещё один сайт на WordPress

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

0

ЛОГВИНА Елена Владимировна,
воспитатель ясли-сада №84.
г. Павлодар.

Игра — это сложное социально-психологиче­ское явление.

Являясь ведущей деятельностью детей до­школьного возраста, она обеспечивает существен­ные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психи­ческого развития. В игре ребенок учится управ­лять собой. Поэтому главная забота воспитате­лей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить детство. Дидактические игры – более привычный для воспитателей и учителей метод обучения и вид игровой деятельности. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, на­блюдательности. Развитию памяти, мышле­ния, самостоятельности и инициативности. С другой- решают определенную дидакти­ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного. Дидактические игры делятся:

* в зависимости от вида деятельности де­тей: игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (классификация А.И.Сорокина);

* в соответствии с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с приро­дой, по ФЭМП, игры по развитию речи;

* по отношению с материалом: игры с предме­тами, настольно-печатные, словесные и компью­терные.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяют следующие структурные состав­ляющие дидактической игры: 1)дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов). Представляю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе по обучению детей грамоте и чтению.

Основной задачей в процессе обучения чтению и грамоте является формирование у дошколь­ников общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Старшие дошкольники тяжело усваивают аб­страктные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно- действенное мышление. Важное значение здесь имеет наглядность и игра.

  1. Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игра «Какое слово хотел написать худож­ник?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем букву на доску, а потом прочтём.

Игра «Мамина сумка»

Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук.

Материал: не требуется

Ход игры: Воспитатель говорит, что мама при­шла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м] или какие-либо дру­гие. Дети называют слова: масло. Молоко и др. в качестве подсказки можно использовать картинки.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры: Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделя­ют первый звук в слове.

Игра: «Машинка» (или «Уточка»)

Цель: определять позицию звука в слове

Материал: картинка машинки (уточки) разде­ленные на три части. У детей карточки с картинка­ми в которых встречается заданный звук, н-р, [у]: утята, улитка, кенгуру, арбуз и др. Дети называют слово- картинку, определяют место заданного звука в слове, дают его характеристику (гласный, согласный твердый или мягкий) и выкладывают фишку на машинке или уточке в нужной части .

Игра «Мы едем в путешествие»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук.

Материал: 2 нарисованных чемодана, на ко­торых наклеены буквы: на одном «С», на другом –«Ш». Картинки с изображением предметов одеж­ды в которых присутствуют данные буквы.

Ход игры: Воспитатель говорит, что Саша и Шура отправляются в путешествие и им надо помочь собрать вещи. Саша собирает в чемодан вещи со звуком «С», а Шура со звуком «Ш».

  1. Игры, упражняющие детей в делении слов на слоги

Игра «Рассели зверей по домикам»

Цель: упражнять в делении слов на слоги

Материал: три домика, на которых написаны цифры от 1 до 3; наборы картинок зверей.

Ход игры: воспитатель говорит, что звери по­терялись. Нужно каждому найти свой домик. Для этого нужно разделить слово-картинку на слоги и если в слове 1 слог, то зверь живет в 1-оом доми­ке, если 2 слога- то во 2-ом, три- в 3-ьм домике. Вариантов этой игры много: паровозик, пирамида и др.

  1. Игры, обучающие звуковому анализу

Игра «Потерялись животные»

Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.

Материал: картинки с изображением живот­ных, три домика (красного, синего и зеленого цвета)

Ход игры: дети берут картинку с изображени­ем животного, определяют первый звук в слове и в каком доме он живет. Цвет дома соответствует характеристикам звука: красный цвет- гласный, синий- согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.

  1. Игры на составление и чте­ние слогов, слов, предложений. Игра «Помоги Карлсону приземлиться»

Цель: упражнение в чтении слогов и догова­ривании до целого слова

Материал: Картинка Карлсона и парашютов с написанными слогами.

Ход игры: необходимо прочитать слоги; до­полнить слог до слова.

Игра «Теремок»

Цель: чтение слогов.

Материал: теремок, в котором живут гласные. Карточки с согласными буквами.

Ход игры: согласные стучатся в тере­мок и просят разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда они правильно рас­скажут о себе. Затем читается слог-слияние. В процессе игры дети не только знакомятся с новыми звуками, но и учатся выразительной речи, правильному произношению.

Leave A Reply

Your email address will not be published.