Ещё один сайт на WordPress

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0

ДЖАНГОЖАЕВА Ирина Мухтаровна,
воспитатель-исследователь ясли-сада №7.
Город Талдыкорган,
Жетысуская область.

В данной статье рассматриваются методы и эффективные приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогический подход к организации пред­метно-развивающей среды позволит не только расширить познание детей в экологической среде родного края, но и увеличит их отвественность за его сохранность.

Данная статья может быть полезна воспи­тателям детских садов, методистам, студентам выпускникам специальностей дошкольное вос­питание.

Ключевые слова: детский сад, дети, экология, воспитание, эксперименты, предметная среда, жи­вая и неживая природа родного края.

Казахстан богат своей уникальной природой. Его величественные горы, зеркальные озера и сказочные ландшафты богаты природными ре­сурсами.

Но к сожалению люди, проживающие на тер­ритории нашей страны, не стараются сохранить природные богатства подаренные самой приро­дой.

Первой самой актуальной является загрязне­ние воздуха, воды, почвы, угроза флоре и фауне нашего края. Основное неблагопрятное влияния на природу является выброс мусора и острая нехватка его переработки. Не менее опасным являются современные ртутосодержащие лампы, представляющие особую опасность, как для при­роды так и для людей.

И это только часть проблем, которые мы рас­сматриваем в этой статье.

В целом экологическая обстановка в Казах­стане требует срочных и эффективных мер для её решения. Эти вопросы неоднократно поднима­ются как Президентом страны, так и министер­ством экологии РК и местными исполнительными органами. И каждая из указанных структур, старается внедрить экологически чистые техно­логии и повысить осведомлённость об экологи­ческих вопросах в обществе. Но этого мало, так как каждый человек должен ежедневно соблюдать элементарные правила экономии воды и в целом помочь снизить негативное воздействие чело­века и его быта на окружающую среду. Так как обеспечение и сохранение природных ресурсов позволит увидеть, полюбить и сберечь нашу природу для будущего поколения.

Не зря говорят, что Природа — наша мать. Ведь она дает нам и воздух, которым мы дышим и хлеб, который мы едим и воду, которую мы пьем и так можно перечислять нескончаемо ресурсы, которые мы увы не всегда ценим.

Дошкольный возраст — период становления человека. Именно в этом возрасте он приобретает первые познания окружающего мира. Он слушает шелест ветра, гром грозы, журчание воды и тд. Маленький человек еще в этом возрасте не знает, что всё окружающее бесценно. Вот поэтому эко­ логическое воспитание ребенка в детском саду очень важно тем, что от его грамотности зависит сохранность нашей природы.

Экологическое воспитание — важное направ­ление развития детей старшего дошкольного возраста. При правильной организации предмет­но-развивающей среды и педагогической рабо­ты, оно в целом способствует развитию познава­тельных и мыслительных процессов, формирует у детей представление важности сохранения природы, закрепляет осознание бережного от­ношения к окружающей его экологии. Поэтому воспитателю нужно осознанно подойти к этой теме и спланировать четкое поэтапное воспита­ние с учетом возрастных особенностей детей. Видимых результатов можно достичь в том случае, если систематически проводить игровую деятельность в четко спланированной предметно развивающей среде.

Итак рассмотрим перечень ресурсов, которые будут распологаться в Центре науки и природы. Каждый педагог может вообразить, что в дан­ном центре должны распологаться комнатные цветы, аквариум, камни и пески для ознаком­ления детей с неживой природой и календарь природы. Но эти методы сейчас считаются уста­ревшими и не всегда бывают эффективными. Так как дети стараются закрепиться в Центрах контруирования и робототехники, творчества и.т.д. Именно эти увлечения детей должны стать основой для создания предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию. Раз наши малыши любят бывать в Центре творчества расположим в ентре науки и природы каранда­ши. Они могут быть двух и более цветов. Дети вместо скучного стенда календаря природы сами будут его создавать. На стене или мольбер­те можно расположить аккуратно ватман или другое приспособление, куда дети могут: кто то нарисовать тучку посмотрев в окошко, кто то солнышко, кто снег и.тд. Следующий этап, это заинтересованность ребенка. Как нам известно, заинтересованность быстро развивается, а еще быстрее понижается при обращении к одной и той же теме два и более раз. Поэтому немаловажно помнить трансформируемость ресурсов. Если они в понедельник рисовали календарь природы, во вторник они рассматривают спрятанные в сундучок карточки и находят подходящие картинки и разме­щают его в прозрачные кармашки. В среду они могу посмотреть отрывки мульфильмов (2-3) и расска­зать какой же мультфильм больше подходит к дей­ствующему сезону. Все зависит от педагогического творческого подхода к организации и соблюдению его выполнения. Важно промотивировать детей такими словами, как: вчера Даниял точно нарисовал нам природу, давайте посмотрим, как он справится с сегодняшним заданием. Такие методы предна­значаются для индивидуальных детей. В основном все дети любят и хотят выполнять неизведанные им приемы. Таким образом мы учим детей сезонным изменениям в природе.

Далее мы знакомим детей с растениями и жи­вотными. Эту работу мы можем организовать в виде игры. Рассказать детям о растениях и живот­ных растущих, живущих в пустыне в лесу и т.д. Затем в их отсутствии смешать их расположение. Ведущий обращает внимание детей, что кто-то всё смешал и наши животные и растения просят помочь вернуться им в положенные места. Дети с удоволь­ствием находят и распологают их на место. В этом же центре мы можем расположить картины-пей­зажи родного края. Рассказать о их авторах, о том где находится данный пейзаж, воспитывая в них любовь к красоте родного края. Просим вниматель­но их изучить этот пейзаж и рассказать, что на нем нарисовано. Далее через неделю мы убираем этот пейзаж и ставим его копию с отсуствием некоторых элементов или их заменой. К примеру, в пейзаже лавандовое поле, в замене оно тюльпановое. Дети должны найти отличие этих картин по памяти. В этой игре педагог может научить ребенка наслаж­даться запахом цветущих трав, красотой пейзажей родных мест. Далее мы можем разобрать детали, как человек связан с природой и как зависит от неё. Это могут быть экологические проблемы посильные разуму ребенка.

Leave A Reply

Your email address will not be published.