РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО – РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ИНТЕЛЕКТ – КАРТ
ПУЧЕК Наталья Валерьевна,
воспитатель ясли-сада №84.
г. Павлодар.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. С детьми мы придумали новое название- «листок-подсказка». С помощью карт памяти у дошкольников развиваются творческие и речевые способности. Это инновационный уникальный метод запоминания информации.
Ментальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек).
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей с применением интеллектуальных карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
Знакомство детей с ментальной картой нужно начинать с самых простых понятий. Например, «Ручка», «Карандаш»
Понятие «Ручка» пишем, можно картинку – школьная ручка, располагаем посередине доски (использовать ватман, обои, затем идут ответвления от понятия «Ручка», вместе с детьми делим их на группы, используем картинки (виды ручек, где можем увидеть).
Из понятий составляется ментальная карта. Ребята еще не умеют читать и писать вместо названий мы используем картинки, схематическое изображение, первая буква слова-символа.
Ментальная карта — это уникальный метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, речевые способности Свойства ментальной карты:
— наглядность
— привлекательность
— запоминаемость
— творчество
В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.
Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, а, следовательно, и связной речи.