СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
САТВОЛДИНОВА Айслу Абильмажановна,
воспитатель мини-центра «Солнышко»
СШ Переменовская.
Бородулихинский район,
Абайская область.
Каждый из вас хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями. Для этого необходимо с раннего детства терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять раз умность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных. С чего следует начинать об учение ребёнка? Желательно с себя. Ребёнок — великий наблюдатель и подражатель — замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
Например: мама постоянно говорит Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама продумывает все до мело чей – от одежды до цвета губной помады. А вот дома носит выцветший халат и стоптанные тапочки. Усвоит ли Таня мамины наставления? Поймёт ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека многое зависит. Будет ли уверена девочка в том, что её мама уважает своих близких?
Ребёнку следует разъяснять правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны мама, папа, он сам, что ему следует сделать, что бы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким.
Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, вы не только подтверждаете свои чувства, что для него важно, но и учите видеть в других людях хорошие качества.
«Какой ты добрый! Спасибо!» – Говорит мама сыну, который угостил её конфетой, полученной на полдник.
«Ты самая замечательная дочка, я по тебе соскучилась!» – шепчет другая мама.
«Ну, грязнуля, пойдём домой, опять придётся стирать твои штаны» – нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, ну как много они могут сказать о порядках, заведённых в семьях.
Умеет ли ваш ребёнок обращается к близким с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Убедить ребёнка, что просьбу приятнее выполнять, чем требования. «Волшебные» слова, словно ключик Буратино, открывает людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Но важно не только слова, но и тон, с каким они произносится, и улыбка располагающая к себе.
Нередко от детей мы требуем серьезности, чтобы «меньше улыбались и больше думали». Дети много улыбаются, испытывая счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребёнок копит положительные эмоции, видит в окружающих хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любимыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.
Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательно дарить не только в праздник или ко дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите ребёнку, что он может по дарить близким.
Например: папа Серёжи во время прогулки купили букетик цветов для бабушки. После обеда Серёжа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой.
Как вы думаете, кто помог ребёнку доставить близ ким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть с детьми в их любимые игры, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Никогда не стоит забывать, как много родители значат для ребёнка.
Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребёнку «ты плохой», мы учим его негативно оценивать нас, взрослых.
Не «ты плохой», а «Ты сейчас поступишь плохо», не «вечно у тебя грязные руки», а «они сейчас грязные у тебя». Тогда у ребёнка появится уверенность: близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, чтобы не произошло, внушайте чувство ответственности за свои поступки.
Таня, не желая делиться с братом, спряталась под кроватью и съела яблоко. Можно на неё накричать, что бы в другой раз неповадно было, но это только озлобит девочку против брата и родителей. Поступить иначе: угостите сына чем-то вкусным и постарайтесь сделать так, чтобы он поделился с сестрой. Похвалите его. Воспитывайте на положительных эмоциях.
Обучая ребёнка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения: почему они любят друг друга, почему заботятся о детях, а дети – о родителях.
Поссорившись с ребёнком, помогите ему выйти из ситуации ссоры: обсудите вместе, почему вы считаете его поступок неправильным, выясните, что заставило его так поступить. Помогая осознавать свои поступки, вы научите ребёнка налаживать мир с взрослыми: искренне произнесите слова извинения, сделать что – нибудь приятное для того кого он обидел.