Ещё один сайт на WordPress

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

0

ЗУБОВА Елена Викторовна,

воспитатель предшкольного класса

общеобразовательной школы №1.

г. Макинск.

Буландынский район,

Акмолинская область.

На протяжении дошкольного детства проис­ходит развитие всех познавательных процессов дошкольников, эффективность которых зависит от применяемых дидактических средств обуче­ния в дошкольной образовательной организации. Одним из эффективных средств обучения являет­ся дидактическая игра, которая позволяет сделать данный процесс увлекательным, познавательным, творческим, так как в процессе практической деятельности ребёнок переживает разные эмоци­ональные состояния.

В период всего дошкольного возраста дидак­тическая игра способствует формированию сен­сорного развития ребёнка, накоплению знаний о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также за­пахе, вкусе и т.п.

При выборе дидактических игр для дошколь­ников воспитатель должен учитывать доступ­ность материала возрасту детей. В качестве при­мера можно использовать игру «Мышки в норке» (младший дошкольный возраст) на закрепление цветов. Дети должны расположить мышек по своим норкам, которые имеют такой же цвет.

Изучаемый материал в процессе обучения не­обходимо вводить постепенно – это будет способ­ствовать лучшей усвояемости и запоминанию.

В ходе знакомства с формой предмет вос­питатель готовит разнообразный раздаточный материал: геометрическую мозаику, шары, кубы и т.д. Воспитатель называет предмет, показывает действия с ним.

Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений желательно организовывать игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, квадрата, круга, треугольни­ка, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной призмы. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.

В ходе знакомства детей младшего дошколь­ного возраста с величиной предлагаю исполь­зовать дидактические игры на примере: «Узнай форму предмета». У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.

Показываю другую маленькую фигуру, и сно­ва тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и по­бедитель.

Для развития величины использую различный раздаточный материал: полоски бумаги, лоскутки ткани, тесьму и т.д. Дети посредством обследо­вания самостоятельно должны увидеть разницу предлагаемых предметов.

При изучении длины с детьми проводится игра «Отгадай». Ребенок ощупывает под плат­ком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а за­тем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. При этом предметы постоянно будут меняться.

Уже в младшем дошкольном возрасте советую педагогам включать дидактические игры, связан­ные с положением в пространстве: справа, слева, наверху или внизу.

Направление «вверх – вниз» позволяет ре­бенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположе­нии группы предметов по вертикальной линии.

Направления «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять пространствен­ные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообрази­тельности.

Таким образом, сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит по­средством включения в обучение дидактических игр. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобще­ния, классификации. Дети обучаются восприятию цвета, величины, формы предмета, идёт усвоение эталонов свойств и качеств предметов. В процес­се обучения важны постепенное введение матери­ала, неоднократная повторяемость, учёт возраст­ных особенностей детей.

Leave A Reply

Your email address will not be published.