СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ЗУБОВА Елена Викторовна,
воспитатель предшкольного класса
общеобразовательной школы №1.
г. Макинск.
Буландынский район,
Акмолинская область.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие всех познавательных процессов дошкольников, эффективность которых зависит от применяемых дидактических средств обучения в дошкольной образовательной организации. Одним из эффективных средств обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать данный процесс увлекательным, познавательным, творческим, так как в процессе практической деятельности ребёнок переживает разные эмоциональные состояния.
В период всего дошкольного возраста дидактическая игра способствует формированию сенсорного развития ребёнка, накоплению знаний о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
При выборе дидактических игр для дошкольников воспитатель должен учитывать доступность материала возрасту детей. В качестве примера можно использовать игру «Мышки в норке» (младший дошкольный возраст) на закрепление цветов. Дети должны расположить мышек по своим норкам, которые имеют такой же цвет.
Изучаемый материал в процессе обучения необходимо вводить постепенно – это будет способствовать лучшей усвояемости и запоминанию.
В ходе знакомства с формой предмет воспитатель готовит разнообразный раздаточный материал: геометрическую мозаику, шары, кубы и т.д. Воспитатель называет предмет, показывает действия с ним.
Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений желательно организовывать игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной призмы. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.
В ходе знакомства детей младшего дошкольного возраста с величиной предлагаю использовать дидактические игры на примере: «Узнай форму предмета». У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.
Показываю другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.
Для развития величины использую различный раздаточный материал: полоски бумаги, лоскутки ткани, тесьму и т.д. Дети посредством обследования самостоятельно должны увидеть разницу предлагаемых предметов.
При изучении длины с детьми проводится игра «Отгадай». Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. При этом предметы постоянно будут меняться.
Уже в младшем дошкольном возрасте советую педагогам включать дидактические игры, связанные с положением в пространстве: справа, слева, наверху или внизу.
Направление «вверх – вниз» позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.
Направления «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.
Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности.
Таким образом, сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит посредством включения в обучение дидактических игр. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. Дети обучаются восприятию цвета, величины, формы предмета, идёт усвоение эталонов свойств и качеств предметов. В процессе обучения важны постепенное введение материала, неоднократная повторяемость, учёт возрастных особенностей детей.