Ещё один сайт на WordPress

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0

КЛИМЕНКОВА Светлана Анатольевна,

воспитатель предшкольного класса

общеобразовательной школы №1.

г. Макинск.

Буландынский район,

Акмолинская область.

В дошкольном возрасте обучение детей родному языку является приоритетной зада­чей педагогов. Речь является тем важнейшим средством, которое обеспечивает плодотворное развитие, восприятие окружающего мира и со­циума, приобретение навыков коммуникации. Речь ребенка совершенствуется в любой сфере жизнедеятельности, в любой образовательной области. Совокупность развития всех сторон речи является основой усвоения и познания родного языка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятель­ности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связ­ной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в шко­ле. В обучении связной речи первостепенным раз­вивающим потенциалом определяется профессио­нализм педагога, его способность владеть языком и умением общаться. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность осоз­навать воспринимаемое и выражать в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность обу­чения детей в школе во многом зависит от уров­ня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточно­го уровня развития связной речи. 4 Под связной речью понимается подробно раскрытое изложение определенного содержания, которое осуществля­ется последовательно, точно и логично, грамма­тически правильно и образно. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального раз­вития детей. Чтобы связно говорить о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходи­мо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных расска­зов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, ос­воение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжет­ных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Leave A Reply

Your email address will not be published.