ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КУРСАРИНА Карлыгаш Жангельдиновна,
воспитатель мини-центра «Ботажан».
Зерендинский район,
Акмолинская область.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребёнка – дошкольника, а также идёт развитие речи детей. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.
Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё. Подражает гудению самолёта, машины, голосам зверей и т. д.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие её происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин.
А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребёнок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребёнка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело даётся общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребёнка — дошкольника, в том числе и речевого развития.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.