Ещё один сайт на WordPress

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

0

КУРСАРИНА Карлыгаш Жангельдиновна,
воспитатель мини-центра «Ботажан».
Зерендинский район,
Акмолинская область.

Игра, несомненно, является ведущим ви­дом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребёнка – дошкольника, а также идёт развитие речи детей. Развитие речи – процесс сво­еобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разго­варивает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё. Подражает гудению самолёта, машины, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наи­большее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие её происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин.

А играющие дети берут на себя соответству­ющие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или до­полнительные роли, поскольку всякая роль пред­полагает другого участника: ребёнок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупа­телем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребёнка. Детям, плохо владе­ющим речью, тяжело даётся общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воз­действий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфиче­ское воздействие на становление речи. В её про­цессе детей следует постоянно побуждать к обще­нию друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенство­ванию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что мно­гие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребёнка — до­школьника, в том числе и речевого развития.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфи­ческое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматиче­ского строя речи.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра явля­ется основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.