ФОРМИРОВАНИЕ МАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНОМ КЛАССЕ
СИДОРОВА Снежанна Владимировна,
воспитатель предшкольного класса
Подстёпновского №1 общеобразовательной школы.
Теректинский район,
Западно-Казахстанская область.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через организованную деятельность «Основы математики» в предшкольном классе. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Начиная работу во предшкольном классе, закладываю основу математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко использую игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия. Использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном усвоении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы. Содержания непосредственно образовательной деятельности по математике согласовываю с содержанием непосредственно образовательной деятельности по другим разделам обучения: по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных и музыкальных занятиях. Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятельности. Наглядность активизирует детей. Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельности побуждаю детей давать отчёт о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний стараюсь заинтересовать детей работой разговор с детьми, дидактические игры. Сделала много дидактических игр: «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометрическое лото», «Диктант», «Собери правильно» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска.
Повторение материала стараюсь провести в игровой форме: «Найдите ошибку Незнайки». Большое внимание уделяю на развитие операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, я стараюсь строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. В предшкольном классе широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Я пользуюсь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Работая в школе, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей па мять, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. чисел. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск. Знакомство с такими заданиями начала заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких элементарных упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю игры. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаю их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно в ходе занятий по основам математики, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал. В ходе непосредственно образовательной деятельности по основам математики я привлекаю к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирую у детей навыки учебной деятельности, развиваю способность оценивать и контролировать свои действия. Учебную ситуацию использую для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.