Ещё один сайт на WordPress

ФОРМИРОВАНИЕ МАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПРЕДШКОЛЬНОМ КЛАССЕ

0

СИДОРОВА Снежанна Владимировна,

воспитатель предшкольного класса

Подстёпновского №1 общеобразовательной школы.

Теректинский район,

Западно-Казахстанская область.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на форми­рование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интел­лектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Формирование элементар­ных математических представлений у дошкольников осуществляется через организованную деятельность «Основы математики» в предшкольном классе. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Через познава­тельную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требова­ния образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач; соблюдается комплексность, математи­ческие представления формируются и развиваются в определенной системе. Начиная работу во пред­школьном классе, закладываю основу математиче­ского развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образо­вательной деятельности широко использую игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия. Использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном ус­воении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы. Содер­жания непосредственно образовательной деятель­ности по математике согласовываю с содержанием непосредственно образовательной деятельности по другим разделам обучения: по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных и музыкальных занятиях. Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятель­ности. Наглядность активизирует детей. Стараюсь учить детей находить разные формулировки для ха­рактеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игро­вые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внима­тельно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельно­сти побуждаю детей давать отчёт о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний стараюсь заинтересовать детей работой разговор с детьми, дидактические игры. Сделала много дидактических игр: «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометри­ческое лото», «Диктант», «Собери правильно» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска.

Повторение материала стараюсь провести в игровой форме: «Найдите ошибку Незнайки». Большое внимание уделяю на развитие операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравне­ние, обобщение). Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, я стараюсь строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последова­тельности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает по­знавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее реше­ния, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отноше­нию к сверстникам, чем по отношению к взросло­му. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. В предшкольном классе широко применяется образовательная деятельность, орга­низованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также являет­ся игровой. Я пользуюсь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуа­ции. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навы­ки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Также необходимым условием, обеспе­чивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, инди­видуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Работая в школе, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей па мять, внимание, мыш­ление, воображение, так как без этих качеств не­мыслимо развитие ребенка в целом. чисел. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение про­пущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск. Знакомство с такими заданиями начала заданий на логическое мышление – цепочки законо­мерностей. В таких элементарных упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти про­пущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в опреде­ленной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражне­ния, задания для них усложняю игры. Предлагаю вы­полнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаю их то на нижней, то на верхней поло­ске счетной линейки. Это я делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и на­оборот – неравенство в равенство. Такое разнообра­зие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно в ходе занятий по основам мате­матики, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал. В ходе непосредственно образовательной деятельности по основам математи­ки я привлекаю к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирую у детей навыки учебной деятельности, развиваю способность оценивать и контролировать свои действия. Учебную ситуацию использую для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

Leave A Reply

Your email address will not be published.