УЧАТ ЖИТЬ
В Таразе с 2010 года работает КГУ «Реабилитационный центр» управления образования акимата Жамбылской области, который оказывает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с особыми образовательными потребностями и в том числе детям с аутизмом, расстройствами аутистического спектра.
История центра берет начало еще с 2006 года. Тогда это был кабинет психолого-педагогической коррекции, который возглавляла Лейла Байтуганова. Она рассказывает, что тогда, в 2006 году директором департамента образования области был Дуйсенбек Абдраимов, он внес большой вклад в развитие специальной педагогики нашей области, при его активном участии открылись семь коррекционных кабинетов в районах, кабинет в городе Таразе и три психолого-медико-педагогические консультации. Также Дуйсенбек Исахметович способствовал выделению средств для приобретения необходимых реабилитационно-развивающих методик и оборудования всем открывшимся организациям. Открытие этих организаций – огромная поддержка родителей с особыми образовательными потребностями, так как родители теперь не тратят время и средства для поиска специалистов, а могут получить коррекционно-развивающую помощь в одной организации, где работают специалисты разного профиля.
– Работали мы тогда можно сказать на износ. Помещение у нас было маленькое, обычная квартира из пяти комнат в жилом доме, а поступали за коррекционно-развивающей помощью дети со всего города и близлежащих районов. Штат у нас был небольшой, приходилось как-то справляться, объединять детей по диагнозам в группы, индивидуальные занятия проводили только с детьми со сложными психофизическими состояниями, — вспоминает Лейла Шаймерденовна. – Представляете, даже коррекционных программ тогда не было, я днём и ночью писала программы на все диагнозы в целях методической помощи молодым специалистам, чтобы они, опираясь на эти программы, составляли индивидуальные развивающие программы (ИРП) на каждого ребенка.
Сама Лейла Байтуганова начала свою трудовую деятельность еще в 1989 году. Тогда после окончания дефектологического факультета Казахского педагогического института имени Абая она пришла работать логопедом в Меркенскую общеобразовательную школу. Затем работала в родном Луговом, в детском доме №4, а когда детский дом в 1997 году закрыли, работала логопедом в СШ №2. В 2000 году переехала в Тараз, и с 2000 по 2006 год работала в областной психолого-медико-педагогической консультации логопедом-олигофренопедагогом.
– По моим личным наблюдениям, детей с различными нарушениями в развитии со временем становится больше, влияют на это множество факторов, в том числе экология, питание и развитие информационных технологий. Я помню, что во всем регионе до 2007 года был всего один ребенок с аутизмом. А с появлением гаджетов их количество начало расти в геометрической прогрессии, — говорит Л.Байтуганова. – Всегда советую ограничивать детей в использовании мобильных телефонов, следить за их питанием, важно, чтобы оно было органическим, обязательно соблюдать режим (своевременный завтрак, обед, полдник, ужин и сон).
В реабилитационном центре сегодня услуги получает 151 ребенок. Из них 68 деток с аутизмом, 12 с нарушениями интеллекта, 12 с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, 15 с тяжелыми нарушениями речи, 7 слабослышащих деток и 37 ребят с задержкой психического развития.
– У нас есть пять дневных групп, в которых занимается 41 ребенок. Они приходят утром и получают коррекционно-развивающую помощь до вечера. Для них предусмотрены завтрак, обед и полдник, есть дневной сон. Остальные дети посещают кратковременные группы, приходят 2-3 раза в неделю по расписанию на 3-4 занятия, — объясняет Лейла Шаймерденовна.
На сегодняшний день в центре работают олигофренопедагоги, сурдопедагог, логопеды, психологи, социальный педагог, массажист, врач-психиатр, воспитатели, инструктор по лечебной физкультуре. Есть также кабинеты для занятий по методу Монтессори, сенсорный кабинет, кабинет для занятий ЛФК. Во всех есть необходимое оборудование и дидактические материалы.
– Мы принимаем детей с особыми образовательными потребностями на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации, в котором указаны рекомендуемые специалисты для работы с детьми. Бывают случаи, когда в ходе двухнедельного обследования ребёнка каждым специалистом по его профилю и командной оценки, мы можем при необходимости добавить в расписание ребёнка нужного специалиста для более эффективной коррекционной помощи, например, если выявим, что малышу нужна помощь не только психолога, но и логопеда, — говорит руководитель центра.
Услуги в центре бесплатные. Кстати, дневная группа для детей с аутизмом и РАС в Таразском реабилитационном центре была первой в Казахстане.
– Наши коллеги пока только открывают такие экспериментальные группы, а у нас детки с аутизмом занимаются с утра до вечера, и многие дети с аутизмом пошли в общеобразовательные и специальные школы, — с гордостью говорит Л.Байтуганова.
К слову, гордиться центру действительно есть чем. Несмотря на то, что заниматься здесь могут дети с 0 до 18 лет, подростков тут практически нет. А все потому что ранняя реабилитация показывает свой результат.
Педагоги в реабилитационном центре, по словам Лейлы Шаймерденовны, должны обладать определенными качествами. Мало быть просто воспитателем, логопедом, психологом.
– Нужно искренне любить детей. Всех, без исключения. Детки у нас капризничают, упрямятся, неусидчивые. Это и понятно. Для того, чтобы их чему-то научить, одних знаний мало. Нужно иметь терпение и огромное желание им помочь, что невозможно без любви. Нужно понимать специфику нашей работы, быть готовым проконсультировать родителей в любое время суток. Также всегда важно быть в хорошем настроении, потому что малыши это чувствуют, — говорит она.
К слову, демонстрировать свою работу и всегда быть на связи с родителями своих специалистов директор учит на своем примере. Она сама активно ведет страницы центра в социальных сетях, снимает видеоролики на занятиях и отвечает на все вопросы родителей в комментариях.
– Родители могут задать мне любые вопросы, посоветоваться, рассказать об успехах своих детей. Я открыта к общению. И вообще это в моих интересах, потому что моя цель, в том числе и родителей – научить развивать своего ребенка вне стен нашего центра, — отмечает собеседница.
Таразский реабилитационный центр занимает хорошую территорию, имеет необходимое для обучения детей с особенностями развития оборудование, однако коллективу все еще есть к чему стремиться.
– Как и любой коллектив, мы строим большие планы. Хотим развиваться в своей работе. При должной финансовой поддержке мы могли бы шагнуть далеко вперед, ведь наука и технологии не стоят на месте. Нам, к примеру, нужна акустическая настенная тактильная панель для слухового развития, интерактивная звуковая панель для развития слухового восприятия, электромассажер для логомассажа, реабилитационные системы «Педало», тренажер на базе персонального компьютера для развития звуко-произносительной и лексико-грамматической стороны речи. Все это значительно помогло бы улучшить реабилитацию наших деток, — говорит Лейла Шаймерденовна. – Надеемся, что со временем мы расширим свою материально-техническую базу.
А еще центру просто необходимо еще одно здание. Построить его можно прямо на территории имеющегося. По словам директора, детям здорово помогли бы занятия в бассейне, которого сейчас в центре нет.
– В новом здании мы бы расположили бассейн и медицинские кабинеты, тем самым немного разгрузив основное здание. Это наши мечты, которые мы хотим превратить в планы в ближайшем будущем, — заключила директор центра.
Карина РУСЛАНОВА,
журналист.